История развития коврового искусства в Азербайджане

История развития коврового искусства в Азербайджане

История азербайджанского ковра, запечатлевшего и донесшего до нас посредством тайнописи своих узоров духовный мир народа, его эстетическое чутье, природный талант, философское мироощущение, насчитывает более двух тысяч лет до нашей эры. Причиной широкого распространения и развития этого искусства на территории Азербайджана стали благоприятные географо-климатические условия и развитие соответствующих видов хозяйственной деятельности. 
Ковры служащие на ранних этапах своего появления удовлетворению бытовых нужд кочевого населения, использующего их в своих жилищах в качестве различных покрытий, занавесей и т.п., с течением времени стали приобретать художественную значимость и эстетическую ценность, превратились в неотъемлемую часть жизни и стали ведущей отраслью производственной деятельности народа. 
История развития коврового искусства в Азербайджане
Путь развития, пройдённый азербайджанским ковроткачеством, можно разделить на четыре основных последовательных этапа.  

Первый этап - начальный. К нему относят появление паласов и джеджимов, сотканных в Карабахе. Ковровые изделия, созданные в этот период, были однотонными и не имели узоров. Позднее ткачи, используя различия в природном цвете шерсти животных, стали создавать палас, украшенные полосами, отличающимися по цвету. Полосы на паласах, составляющие основу начального этапа коврового искусства и ткущихся методом продевания, прошли три формы художественного развития: 
А) Простые полосы. 
Б) Полосы с элементами «су» 
В) Узорные полосы. 

Эти формы художественного развития относятся и к джеджимам. Паласу отдавалось предпочтение среди той части населения, которая вела кочевой образ жизни. Как правило, паласы ткались на вертикальных, а джеджимы – на горизонтальных ткацких станках (хана). 

Второй этап – это фактически, с технической и с художественной точки зрения, первый этап развития коврового искусства. В это время развивается способ тканья килимов, основанный на технике простого обвязывания. Появление этой техники создало возможность для нанесения на ковры простых узоров. Паласы и килимы использовались в землянках, шатрах, палатках для свадебных церемоний в качестве внешних и внутренних покрытий. 

Третий этап – это время тканья вярни, шедде, зили, сумах, лады. В этот период наиболее широкого распространения техники сложного обвязывания создают условия для усложнения ковровых узоров и развития элементов орнамента самых разных форм и размеров. 

Составляющие третий этап развития коврового искусства и созданный путем использования способа сложного обвязывания ковры шедде и вярни ткались преимущественно в местностях, связанных с животноводством. И поэтому на коврах этого типа можно часто встретить стилизованные изображения животных. Предполагается, что первоначально местом производства шедде и вярни были Барда и Нахичевань. Зили, также ткущиеся способом сложного обвязывания, как по техническим, так и по художественным особенностям более усовершенствованы. Каждый из видов безворсовых ковров и ковровых изделий имеет присущий ему орнамент. Это паласные полосы, классические элементы, зили, ляды и сумаха, которые отличаются друг от друга.

Безворсовые ковры, производимые с древних времён по сегодняшний день, на всех этапах исторического развития являлись неотъемлемой частью быта людей. Древние мастера, учитывая, что бытовые изделия, предназначенные для хранения и перевозки вещей и продуктов – мафраши (ковровые сундуки для хранения одежды и домашней утвари), хурджуны, хейба (переметные сумы), чувалы (ковровые мешки для хранения продовольствия) и т.п., - должны быть мягкими и лёгкими, производили их преимущественно в технике безворсового тканья. Эта традиция сохраняется по сей день. 

Четвертый этап в искусстве ковроткачества - развитие способа тканья ворсовых ковров, производящихся в технике узловязания, вначале методом обвязывания (доламаилме), а затем и так называемым гюллабиилме. Этот этап, как с технической, так и с художественной точки зрения, считается этапом высокого развития коврового искусства. 

Применяемая еще до нашей эры техника узловязания в отличие от всех других способов давала возможность для создания сложных композиций. В связи с развитием этой техники появляются новые инструменты коврового производства (железные ножницы, нож). В процессе изготовления как ворсовых, так и безворсовых ковров использовались и другие инструменты («колотушки, называемые «хеве» и «киркит»).  

Начиная с V века до н.э. историки Античности Ксенофонт, Геродот, албанский историк VII века Моисей Каланкатуйский, китайский путешественник Хуан Тес Анк, арабские путешественники средних веков Ал-Масуди, Ал-Мугадаси, Ал-Истахри и др. в письменных источниках запечатлели обширную информацию о коврах высокого качества, производимых на территории Азербайджана, и о вывозимых из страны красильных веществах. 

Азербайджанский ковер всегда был продуктом экспорта. Его стали вывозить в Европу начиная с XIV века. Азербайджанские ковры, украшающие многие музеи Мира и частные галереи, сегодня входят в общечеловеческую сокровищницу искусства.

Возврат к списку

Ваш звонок принят

В указанное время,
с вами свяжется наш менеджер.