Особенности нахчыванских ковров

Особенности нахчыванских ковров

Нахчыван, исконно азербайджанская территория, является одним из первых мест поселения людей на планете Земля, азербайджанский народ создал в этом крае древнюю и богатую культуру. Нахчыван - это один из древнейших культурных центров мира. 

Происхождение топонима «Нахчыван» ученые объясняют по-разному. По народной этимологии и историческим источникам это слово образовалось от «Нагшиджахан», что в переводе с азербайджанского языка обозначает «узоры мира», «украшение мира». 
Гробница пророка Ноя
Согласно другой версии, название древней земли «Нахчыван» связано с именем пророка Нуха (Ноя), который остался в живых после всемирного потопа. «Нухчуван» - родина сторонников Нуха, «край Нуха». Эту гипотезу подтверждает древний населенный пункт Гемигая, расположенный на высоте 3725 метров от уровня моря, а также находящийся на этой территории кладбище под названием «Родина Наби» («Родина Пророка»). В самом городе Нахчыван есть могила пророка Ноя (Верховный Совет Нахчыванской АР от 28 июня 2006 года принял указ «О восстановлении в Нахчыване гробницы Ноя». В Азербайджане, в том числе и в Нахчыване, когда речь заходит о древних памятниках и античных вещах, употребляют выражение «Оставшиеся со времен пророка Нуха» («Nuh Nobicbn qalma»). 

Сторонники третьей версии считают, что Нахчыван восходит к слову «Накчуана /Накчуан», т.е. «родина чудесной и хорошей воды» или «страна лечебных минеральных вод». Обладающий богатой природой и отличающийся благоприятным географическим положением Нахчыван имел все возможности для широкого развития ковроткачества с древнейших времен. Найденные в древнем местожительстве Гюльтепе (IX-XII тысячелетие до н. э.) первобытные глиняные прялки, костяные наконечники веретён доказывают, что Нахчыван в те времена являлся одним из самых древних центров ковроткачества.

Арабские авторы средних веков в своих рукописях дали ценные сведения о получении широкого размаха ковроткачества в Нахчыване и приобретении славы ковров, сотканных на этой территории. Нахчыванские ковры в целом обогатили азербайджанское ковровое искусство своими традиционными узорами и элементами, своеобразными оттенками веселой раскраски. 

Ковры Нахчывана «Намазлыг» со своими голубыми, темно-синими и красными разрешениями колорита цветов, стилем художественного построения узоров, изображением куполов - ценные образцы дошедшей до наших дней исламской культуры.

Как и в других регионах Азербайджана, Нахчыванская группа ковров по технике ворсового и безворсового ткачества делится на две группы. К коврам, сотканным по безворсовой технике, относятся циновка, плетень, бурия, палас, джеджим, килим, верни, шадда, зили, сумах и лады. Входящие в эту группу ковры и ковровые изделия выполняются способами «простое натягивание», «сложное натягивание» и «простое обматывание» утка на нити основы.

В Нахчыване преобладают, в основном, ворсовые ковры «Ачма-юмма», «Аран», «Годжа», «Буйнуз», «Дерьянур», «Балыг», «Шабалыд бута», безворсовые ковры - шадда, верни и зили.

На Нахчыванских коврах можно встретить изображения различных животных, как домашних, так и диких, птиц и насекомых. Часто встречаемый на нахчыванских коврах олень был общим тотемом всех тюрков. В представлении тюркских народов олень был символом восхождения и знаком большой силы. Периодически обновляющиеся древообразные рога оленя толкуются как омолаживание, постоянное обновление и расширение течения времени. Считающийся по происхождению водным элементом телец является олицетворяющим силу и мощь.

Нахчыванские ковры выделяются богатой цветовой подборкой. Как правило, они ярки и игривы. Цветовое оформление ковров подсказано красивыми пейзажами, садами, лесами и зелеными лужайками, характеризующие ландшафт Нахчывана. В этом регионе красный и розовый цвета добывались из красильного растения (марена), красный цвет - иногда из жука гырмыз, желтый и желтоватые цвета - из «сарычёп» (шпорник) и «сарыпол» (из желтого цветка), цвет гороха и сахаристый цвет - из скорлупы ореха, темно-синий и синий цвета - из натурального индиго. С целью увеличения красильных способностей натуральных цветов в Нахчыване использовались применяемые среди ткачей квасцы, соль, моча скота и другие катализаторы. Одной из цветовых особенностей коврового искусства Нахчывана является то, что народные мастера, близко чувствуя теплоту-холод тонов, контрастность, гармоничность - закономерность цветов, в результате создали радующую глаз, привлекательную палитру. Особенности высокого мастерства нахчыванских ковров стали причиной их широкого распространения в Азербайджане и Азии.

Возврат к списку

Ваш звонок принят

В указанное время,
с вами свяжется наш менеджер.